?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Скорби - любовь Божия.


Интервью с о. Александром Никольским

- Как в скорбях почувствовать любовь Божию?
Трудная многодетность, непослушные дети, дети-инвалиды— проблем много, а как при этом не скорбеть,  как почувствовать в проблемах особый Промысел Божий?

- Скорбная для нас ситуация, трудности — все это плохо для человека с земной точки зрения. Например, ребенок-инвалид. Это сильная боль для родителей, трудности, особенно если почти ничего нельзя изменить, если ребенок пожизненно скорее всего останется глубоким инвалидом. Очень часто ситуация с его здоровьем кардинально измениться не может. Родители, естественно, начинают унывать: «За что, почему у другого все хорошо, а у меня так». Бывает, воспринимают, что это им за грехи. Но все равно такое восприятие ситуации дело не меняет. Мысли «ну да, я грешник, Бог меня наказал, никакой радости мне не дал» могут «помочь» только беспрерывно плакать или впадать в уныние. Это неправильно с духовной точки зрения. К этому приводят размышления только в аспекте земной жизни, а не вечности.

Давайте подумаем, какую цель перед нами ставит Бог? Научить нас любить людей и почувствовать любовь Божию. А любовь Божия обязательно даст нам радость.

- Но как радоваться, если такие проблемы?

Если в семье появляется ребенок-инвалид, у человека, можно сказать, не остается выбора — он должен начать думать в других координатах. Был такой случай -  родители ребенка-инвалида спросили у старца Паисия Святогорца: «за что нам такая скорбь?». А он им ответил: «Кому легче спастить? Инвалиду. Так что вы хотите? Господь дал вашему ребенку более легкий путь к спасению. Радуйтесь». Это не единственная возможная мысль для подобной ситуации, но она показывает, какое направление должно быть. Иначе жизнь войдет в тупик.

- А как нам радоваться?

- У нас много скорбей, которые лишают комфорта - физического, душевного. Если человек не обретет новый комфорт на основе веры христианской, то его жизнь будет для него не радостной. Надо начать мыслить в координатах духовных. Если для человека спасение является целью жизни, если он по-настоящему верит в него, если живет вечностью, то ему будет чему радоваться. Часто у человека и выбора нет другого, как только радоваться духовным вещам. Мученики радостно ожидали свое мученичество. Они радовались возможности отдать жизнь за Бога. Эмоционально. Смеялись, говорили другим: «Как хорошо, что мы сегодня будем расстреляны за Господа». Так человек поступает, когда после мученичества жаждет Царства Небесного.

Иногда бывает как контраст - в этой жизни так скорбно, а с Божией помощью человек выходит в эту другую плоскость, и ему становится  радостно и хорошо.

- Почему же мы не жаждем Царства Небесного?

- У нас веры не хватает. Мы живем земной жизнью. Для нас важны достижения в рамках этой жизни. Только в ней мы пытаемся обрести радость. Как только лишаемся этого — впадаем в депрессию. Мы не видим, что на самом деле эти наши ожидаемые радости  и успехи настоящей радости не дают. А христианин хочет радоваться чисто земным аспектам жизни? Конечно, пусть радуется, но помнит - эта радость гарантированно кончится. Умрут родители, дети, я умру, может, буду болеть, и такое может быть и в 30, и в 40, и в 50. Чем ты больше уповаешь на земное, тем больше подвержен скорби. Эти земные радости абсолютно точно будут отняты. Это дело времени. Уповать на земное и делать его основным источником радости - с точки зрения христианства не мудро. Часто очень здоровые успешные люди, сильные волей, бывают полностью подорваны обрушившимися на них болезнями. И даже иногда быстро умирают. Такой человек как будто теряет жизнеустойчивость, жизненные ориентиры, впадает в депрессию, не знает, что делать, погибает. А люди, не имеющие крепкого здоровья, доживают до 85 лет и успевают сделать достаточно много хороших дел.

-            Если у человека проблемы, ему очень трудно, и никакой любви Божией он не замечает, почему так происходит?

-            Если не чувствуешь помощи, значит, пытаешься решить проблему своими силами и от этого, может быть, унываешь. Надо задать себе вопрос: «Что для меня полезно?» Если с верой воспримешь свою ситуацию — наступит облегчение. Надо делать все, что нужно, но на Бога уповать. Если Бог с тобой не будет делать, то твое делание будет безрезультатно. Если делаешь дела с Богом, то чувствуешь Его присутствие. Если у человека большие трудности, у него дух мобилизован, он постоянно напряженно ищет разрешения своей ситуации. Но мы хотим свои проблемы решать чисто внешне, наладить свою жизнь, а Бог ставит внутренние, духовные ориентиры. Если у нас что-то внешнее никак не получается, значит, Бог хочет нас развернуть на внутреннее. Чтобы человек наконец поставил себе цель достигнуть Царствие Небесное. Бывает, Господь отнимает скорби, происходит чудо — исцеление или другое. Но люди упиваются этим успехом и внутреннее свое делание (идти к Царствию Небесному) забывают.

-            Что же хорошего, когда многодетную маму отчитывают за детей на улице или еще где-то в общественном месте, а она стоит беременная, с несколькими дошкольниками, и ей и так тяжело, а еще такая ругань...

-            Когда тебя ругают — это полезно. Господь часто за неверие лишает внешнего комфорта. Он ждет, что ты изменишься внутренне, поставишь себе целью обретения мира Христова. Надо на себя развернуться. Что Бог хочет мне этой ситуацией показать? Что Бог от меня хочет сейчас? Пока я не пойму эту мысль, я не смогу эту скорбь избежать, не смогу не скорбеть, не смогу нормально жить. Здесь нужны именно духовные изменения. Тогда ты поймешь, что все не просто так. Это не бессмысленность, есть четкая цель, если будешь ее достигать — будешь обретать радость спасения. А люди упираются чисто во внешнее — дети болеют, зарплата маленькая, пр. И в результате они бессмысленно страдают. И страдают от бессмысленности страданий, часто все более озлобляясь. Жизнь дана Богом для радости. Святые отцы называли раем и эту жизнь. Нам надо научиться радоваться здесь. Радоваться тому, что Бог дает.

-            Что может этому мешать — обратить взор на себя, духовно совершенствоваться, несмотря на свои скорби?

- Главное - не заниматься саможалением. Вот я такой несчастный, мне так не повезло. И верить в Промысел Божий — если Бог это попустил, то это хороший путь и кончится он хорошо. А человек ставит свои цели, пристрастия (от слова страсть) по главу угла своей жизни. Не получается их реализация — начинает скорбеть, говорит: «Как же так — я хочу радоваться, обретя эту цель, а Бог не дает, почему?!». Бог может попустить тебе эту радость, реализовать ее, а что дальше?  И окажется, что это тебе  только казалось, что этому можно радоваться.

Надо научиться в жизни искать ее духовную подоплеку, ее духовное основание. Именно это источник радости, все остальное призрачно. Алкоголик захотел выпить, нашел бутылку — радуется. Это настоящая радость? Мы все такие алкоголики, мы пытаемся добыть то, что сами хотим, и в момент получения этого радуемся. Например, часто ищем похвалы от людей. Радуемся ей. А от чего? От гордости. Но там, где она — и вспыльчивость, и гневливость. Мы радуемся тому, чему в принципе радоваться нельзя.

- Может, полезно общаться с людьми церковными, кто старается искать духовную основу в своей повседневной жизни?

- Полезно, но еще полезнее общаться с Богом. Если тебе грустно — ищи, от какого греха тебе грустно. Надо молиться Богу, верить в Промысел Божий. За что это мне? Эти помыслы надо гнать, это от лукавого. Если помолишься Богу и найдешь первоисточник - грех — ты обретешь выход из скорби.

Человек закапсулируется в своем эгоиме и расстаться с ним не хочет. Потому что воспринимает жизнь как удовлетворение своего эгоизма. Если это, удовлетворение моего эгоизма, у меня есть — моя жизнь радостная, если нет — ужас какой-то.

Почему люди отдают ребенка-инвалида в детский дом? Потому что если они его оставят, надо учиться жить по-христиански. Пусть не всегда люди начинают вести церковную жизнь, но объективно возрастает необходимость в вере, необходимость в христианских добродетелях. Чтобы любить такого ребенка, нужно терпение, смирение.  А люди часто отказываются от почти здоровых детей — например, заячья губа, сделали операцию — и все. Маленький порок сердца, который может сам зарасти к году. Люди хотят, чтобы у них было все на уровне и все «в шоколаде», чтобы это тешило их гордость. Поэтому не хотят иметь детей — ну один, как у всех. Если шесть детей — это уже может вызвать нервный смех окружающих. При таком количестве детей требуется затоптать свой эгоизм, свою гордость. Дети, особенно, если это не один ребенок, требуют христианской любви. Это выход в духовную плоскость, это возможность соприкоснуться с вечной жизнью уже здесь, на земле. Конечно, чтобы все время видеть радость — это надо быть святым. Но если ты стремишься к Богу, Он даст тебе эту радость. Надо пытаться жить вечностью.

- Это же физически и морально очень трудно, силы у человека же ограничены, такое состояние «на пределе своих возможностей» часто приводит к тому, что человек просто больше не может все это выдержать. 

-            Да, для этого требуется подвиг. Он может подразумевать страдания, он требует усилий всего человеческого существа — и души, и тела. Но этот подвиг и есть путь к радости. Часто мысли «у меня все плохо»  — они только в нашем сознании. Потом Господь чего-то лишает и человек говорит: «Ой, нет, у меня все хорошо было, я просто это не чувствовал». «Все плохо» у того, кто выбрал принцип неверия, нелюбви и эгоизма. Если выбрал христианскую веру, то видит, что Бог его, такого слабого, грешного, любит! А если человек этого не видит, то он просто к Богу не обращается, Ему не молится. И потому не видит часто очевидных вещей. Эти мысли надо отгонять. Они от уныния, от неверия. Очень много зависит от нашего желания занять какую-то внутреннюю позицию. А дальше либо все плохо, либо я борюсь за свою веру, я с верой молюсь Богу, понимаю, что это я не вижу. А Бог мне может открыть то, что существует в реальности, в моей жизни. И это возможно, только если человек переходит в другую плоскость и стремится стяжать жизнь вечную.

-            Так как же спастись?!

-            Верить во Христа, чаять вечной жизни, молиться Богу, понуждать себя на добродетели, верить, что Господь поможет. Если поставишь вечную жизнь как цель своей жизни и будешь уповать  на Бога — то достигнешь ее! Не надо жить чисто внешними целями. Успех там, успех сям. Ставим ли мы цель стать добрее? Стать смиреннее? Прошел день - какое горе! Бог меня забыл — меня не поругали! Тогда жизнь встает с головы на ноги.

Надо научиться нам скорбеть о том, что у нас нет духовного преуспеяния. И наоборот если у нас все хорошо с земной точки зрения, это тоже должно быть поводом для беспокойства — почему так все по-земному благополучно. Это должно настораживать, а не быть поводом, чтобы упиваться этим. Нужно, чтобы  у нас приоритеты поменялись. Чтобы о земном не так сильно мы радовались, а о Царствии Небесном почаще думали.


http://semopyt.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=221:Skorbi-lyubov%60-Bozhiya